История архитектуры

История архитектурыАллеи сфинксов, подводившие к храмам Нового Царства, помимо их сакральной функции в ритуальном шествии, создавали ритмико-пространственный модуль поведенческого регулирования такого шествия. Внутренность готического собора как пространственная оправа человеческого пребывания, организующая и самое поведение, и самооценку в поведении, была принципиально полярна интерьеру романского собора, духов по подчинявшему волю и мысль человека; светлое, ввысь готическое пространство, далеко не однозначно ценностное эстетически, не могло не нести в себе и начал возвышения, распрямления человека и в буквальном смысле, и духовно (вспомним антифеодальную борьбу средневековых городов-коммун) — в виде элементов его стиля поведения. В аналогичном смысле знаменательна духовно мобилизующая и морально организующая человека новаторская тенденция зодчества Руси эпохи Рублева — времени духовной консолидации в условиях назревавшего противоборства позднему игу. Класоический пример этого — Спасский собор Троице-Сергиевой Лавры; линии и массы собор как бы воспрянули ввысь, средокрестне его интерьера высоко и светло, как образы самого Рублева — таков и калокагатийный для времени стиль человека — в поведении и мышлении.

Хорошо известно, сколь различными были в русской городской культуре XV и XX веков петербургский и московский оттенки стиля поведения, не в последнюю очередь связанные с эстетическим камертоном архитектурного строя города, где Невы державное теченье оправлено в однообразную красивость столичных берегов, и живописная свобода перетекающих пространств и игра силуэтов златоглавой Москвы. Обращаясь к современности нашей столицы, уместно, в частности, отметить момент поведенческой самооценки, общий для массового посетителя мрамороносных зальных пространств Московского метрополитена, где, при больших скоплениях масс и полной поведенческой свободе, полы залов, успевшие стать в глазах этих масс эстетическим предметом культуры, не уподобляются ими уличным тротуарам и иным мало престижным пешеходным пространствам столицы; проявляет свое действие архитектурный регулятор стиля поведения.

Комментарии запрещены.