Эпохальное явление
Стиль — эпохальное явление. Если архитектура пишет по-своему историю эпох и дает им их имена, то в этом многое делает стиль.
Имя стиля — имя эпохи, он — образ эпохи. Стиль начинается и кончается, следуя поступи своей эпохи во времени, и ее поступью уходит, сменяясь другим, иной эпохи.
Итак, стиль по своему историческому масштабу соразмерен во времени одной эпохе. Ансамбль принадлежит и соразмерен во времени многим эпохам.
Стиль создается эпохой, ансамбль — эпохами.
Со сменой эпохи ансамбль не сменяется другим, а продолжается в новой эпохе как этот ансамбль. Жизнь ансамбли в исторической эволюции архитектуры позволяет рассматривать эту художественную структуру в архитектуре как многоэпохальную.
В оказанном о многоэпохальности ансамбля под ансамблем всюду понимается единство архитектонически; целокупного образа. Чтобы творчески создать это единство, зодчему-мастеру достаточно возвести одно сооружение.
Но когда в понятии ансамбля разумеется многоэпохальная структура, то, как правило, это уже множественная форма той же структуры — ансамбль многих сооружений. Конечно, ансамбль одного сооружения может пройти сквозь века неизменным и остаться в архитектуре памятником только своей эпохи.
Но ансамбль, как и стиль, и образ — живая структура и живет жизнью породившего ее искусства.
В этой своей жизни ансамбль как структура чаще всего преобразуется в множественную форму архитектонического целого. Здесь сама логика вещей приводит к той версии понятия ансамбля, какая широко принята в практике и теории архитектуры, с той разницей, что в нашей интерпретации — это множественный образ архитектуры, а не сама типологическая материальность комплексного образования в архитектуре (улица, площадь).
Ансамбль как множественный образ может создаваться в архитектуре изначально или во временных границах одной эпохи, но это частный случай жизни ансамбля.