Эпохальная общность эстетического мироотношения

Эпохальная общность эстетического мироотношенияОписанная двухступенность подхода эпохи к образованию в ее искусстве такой художественной структуры, как синтез исторического стиля, слегка напоминает сказку о мертвой и живой воде. Но продолжим незаконченный поиск общих измерений предмета в понятии стиль в искусстве. Введем выявленный выше искомый регион эстетически познаваемой действительности в исходную дефиницию основы стиля.

Тогда в первой части этой формулы будет: способы эстетического познания действительности своей эпохи как эпохальной общности эстетического мироотношения ее культуры.

Тут предметом эстетического познания действительности своей эпохи оказывается весь веер общности самих эстетических отношений культуры.

По существу, речь идет о способах эстетического самопознания эпохи, то есть — об осознании эпохой собственного эстетического мироотношения как ценностного в своей общности эстетического предмета культуры, заключенного и выступающего в эпохальной общности эстетических отношений данной культуры.

Так, в преддверии новых времен, возвещенных зарёю проторенессанса Италии X века, когда новое гуманистическое начало культуры преодолевало — еще в рамках глубокой церковности — длительную отрешенность человека от самого себя, предтеча гуманизма, Франциск Ассизский, открыл современникам простую истину жизни: Рай вокруг нас. Новое мироотношение, какое вызревало в культуре эпохи, теперь предстало в ней осознанным эстетически, обрело для самой эпохи смысл эстетически ценностного предмета культуры. Отныне им становился самый мир вокруг человека, воспринимаемый и эстетически переживаемый в образе рая, сошедшего на землю.

Красота, дотоле не доступная иначе, как лишь в мыслях о божественном, оказывалась зримой. Мир преображался, и с ним преображался сам человек.

Зримое вокруг теперь было достойным созерцания, познания, изображения в искусстве.

Передать его красоту, значило увидеть новый облик мира. Первым в искусстве это сделал Джотто.

Комментарии запрещены.