Элемент трагикомизма

Элемент трагикомизмаПредметом же была новая, научно осмысленная структурная модель истории искусства; ее структура Теории Винкельмана как историка. Когда в последние десятилетия XX века искусствознание, уже как наука об искусстве обратилось к проблеме художественного развития и поиску его начала предмет теории этой науки сохранялся — тот же принцип эпохальной структуры истории искусства. Новым, а точнее — узловой проблемой нового в науке, был поиск в ней общего критерия развития в искусстве; это был опорный тогда новый аргумент научности самой истории искусства.

В чем же как не именно в этом и должен был видеться теперь стиль и критерий стиля в качестве исторической категории искусства и как новое средство науки об искусстве, оптимально адекватное ее новой задаче моделирования общей структуры художественного развития — универсальной в истории искусства. Как видим, научное представление о самом понятии стиля оказывается в этой практике искусствознания бы вторичным, научно не самозначимым; его смысловая субстанция здесь не была аргументом и целиком зависла от того, в чем, в каких явлениях и процессах искусства данный историк искусства усматривал критерий стиля и на этом критерии строил свою модель развития и смены стиля в искусстве.

Иная научная позиция иного ученого — иной стилевой критерий и иная стилевая модель развития в искусстве.

Но ученых много, — столько же и было стилевых критериев развития в арсенале науки об искусстве.

Элемент трагикомизма такой ситуации в науке однако был прямым результатом того, что смысловая функция стиля как средство практики этой науки снимала проблему теории понятия, первый вопрос которой: что есть стиль? Здесь уместно заметить для сравнения: именно так стоял вопрос о стиле как предмете суждения в предшествующей культуре XV и XV веков, когда это понятие еще не принадлежало истории искусства; и позже, в культуре XX века, эстетическая мысль искала ответ на этот вопрос.

К примеру, Расин: Стиль — это мысль, выраженная минимумом слов; Жорж Бюффон: Стиль — это сам человек; для Гёте стиль — это высшая ступень эстетического познания и мышления в искусстве, то же — для Г. Земпера в искусстве архитектуры.

Комментарии запрещены.