Совершенство сотворенного

Совершенство сотворенногоТворчески совершенное как предмет теории стоит вопросом формы бытия человечества в развитии, целое которого в его типическом есть бытие восхождения я от низших ступеней развития к высшим. Можно сказать, что необходимость восхождения отличает путь исторического развития человечества и след этого пути в человеческой культуре от путей биологического развития в мире природы.

Общая цель всех созидательных деяний человека — это оптимум воспроизводства самим человечеством своего человеческого пути развития.

Это значит, что воспроизводство человечества (в отличие от биокультур) должно быть восходящим не только количественно (как в биокультурах), но и исторически совершенствующим человечество как носителя, хранителя и творца культуры, В своем созидании жизни и культуры человек осознает (в отличие от биоособи) фактор совершенства как ценность культуры, и в понятии совершенства видит ценностную меру собственного духовного восхождения в этой культуре.

Совершенство сотворенного (сработанного), совершенство акта творения, совершенная способность оценки меры совершенства собственной личности во всех культурных аспектах ее проявления — все это грани восхождения человека в культуре как субъекта этой культуры. Понятие совершенного сопровождает каждый шаг развития культуры во всех ее сферах, и на разных уровнях культуры реализуется в особой (для каждого) ипостаси совершенного — от совершенства элементарной трудовой сноровки до совершенного претворения общих мировоззренческих начал культуры и глубинных человеческих переживаний в вечные ценности искусства.

Но во всех аспектах культуры совершенное есть объективная эстетическая ценность культуры и ценностный аргумент в понятии красоты.

Это понятие выражает окраску эмоциональной реакции человека на совершенное.

Мы эстетически переживаем совершенное как красоту — старая истина. Красота (в отличие от внешней красивости) — это то, в чем эстетически объективируется как ценность культуры совершенство целого.

Комментарии запрещены.