Пластические тенденции

Пластические тенденцииВ архитектуре капеллы в Роншане обнаруживаются одновременно три элемента: интеграция внутреннего и наружного пространства, отделение внутреннего пространства от внешнего и связь архитектурного организма с ландшафтом. Ле Корбюзье назвал такое сочетание с окружающим ландшафтом акустической архитектурой (architecture asoustique). На первой ступени развития современной архитектуры на переднем плане была живопись, на втором — скульптура.

Со многих сторон поступало предупреждение, что если примеру Роншана последуют средние архитекторы, то это может оказать опустошительное действие на зодчество в целом.

Секрет шедевра, созданного Ле Корбюзье, в том, что он и живописец, и скульптор, и поэт. Такое соединение в одном человеке многих дарований в наше время встречается редко.

Рядовой архитектор обычно не знает, как должны быть расположены объемы в пространстве, и в еще меньшей степени понимает, как надо моделировать эти взаимосвязи, чтобы они стали единым целым. У скульптора эта способность развита.

Отсутствует синтез между скульптором и архитектором. Обычно художника привлекают тогда, когда архитектор уже определил все элементы в своем сооружении, и художнику указывают место, которое он должен декорировать.

Если следовать этому принципу, то даже самый хороший, выбранный самым тщательным образом художник не может дать больше, чем музейное произведение. Этому имеются известные примеры.

Синтез, интеграция такими путями недостижимы.

Но имеется слабая надежда, что постепенно с обеих сторон разовьется большее доверие, друг к другу и архитектор и скульптор с самого начала будут сотрудничать вместе.

Дойдет ли дело до этого? Шансы невелики, и все же таков единственный путь к расцвету зодчества.

Комментарии запрещены.