Реалии ансамбля

Реалии ансамбляТо же в музыке. Музыка создала (на основе латинского слова) понятие и термин — opus (труд, сочинение).

Номер опуса означает не только порядковое место творения, но и состав того, что автор в данном случае рассматривает как единое творение: отдельное ли сочинение или цикл-серию из многих сочинений.

Единый опус означает, что эти произведения связаны одной музыкальной идеей, требующей от слушателя ее эстетического переживания в целокупности данного опуса произведений.

Опус, однако, не сливает его разные произведения в одно.

В одно сливается лишь их переживание.

Они одно как сложный образ, существующий в целокупности множественной структуры опуса, иначе ансамбля в музыке.

Подобная ансамблевая, в смысле — множественная структура образа в самых разных ее видах, формах и объемах широко присуща всему изобразительному искусству, в равной мере станковому и монументальному. Из множества примеров назовем такие художественные типы и классические образцы ансамбля (и одновременно — синтеза) в живописи прошлого, как русский иконостас, как фресковый цикл в церкви Успения на Волотовом поле (приписывается Феофону Греку) или росписи Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря, станицы Рафаэля в Ватикане или плафон Микеланджело в Сикстинской капелле, библейский цикл Тинторетто в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции.

Распространять утвердившийся в архитектуре термин ансамбль на другие искусства не обязательно. Но очевидно, что во всех искусствах можно найти аналогичную художественную структуру, в которой проявляется общая искусству закономерность целокупной формы образного самовыражения.

Ансамбль, как и стиль, существует в эстетическом познании для нас как образ искусства.

Вместе с тем понятия образ и ансамбль (в качестве общехудожественных структур) не тождественны, они взаимосвязаны подвижной связью (так же, как понятия образ и стиль).

Комментарии запрещены.