Плафон Сикстинской капеллы

Плафон Сикстинской капеллыВполне основательно существующее объяснение этого тем, что приступив к росписи, Микеланджело не сразу нашел верный здесь масштаб изображений — что при убранных лесах он легко заметил свой просчет и при возобновлении работы перешел к более крупномасштабным человеческим фигурам, свел к минимуму их число в картинах. Отмечались и другие изменения — большая свобода и динамичность в позах скульптур юношей-атлетов (рабов) и мальчиков-кариатид.

Считается, что все эти изменения, весьма существенные в общей архитектонике плафона, указывают на то, что мастерство Микеланджело в создании плафона достигло полной зрелости лишь в самом процессе paботы, которую мастер начинал с якобы меньшим совершенством и уверенностью.

Если такой взгляд и достоверен, то все же многое в этом творении Микеланджело оставляет. Если выражаться точно, то мастер в процессе боты не укрупнил, а последовательно укрупнял масштаб своих композиций.

Он продолжал наращивать масштаб изображений по мере приближения к завершающим звеньям всей монументальной сюиты плафон на, доведя до предела крупности фигуры последней травой. Это — пророки Иеремия, Ливийская сивилла на парусах и Саваоф, отделяющий свет от тьмы.

Мощная фигура Творца здесь уже занимает все поле картины, уже не вмещается в нее целиком, жестом поднятых рук как бы теснит ее границы. В той же мере Микеланджело продолжает наращивать в человеческих образах плафона элемент движения, последовательно повышая напряженность контрапостных построений фигур в картинах и скульптурах плафона.

Видимо, во всем этом мастер не ограничивался только целью исправления возможно и допущенной в начале ошибки в масштабе.

Какова же тогда цель? Здесь наш текст вплотную подходит к интересующей нас теме микеланджеловой калокагатии творческого стиля мышления в данном произведении мастера.

Примем за исходное достоверность факта ошибки в масштабе.

Комментарии запрещены.