Пеший проход от площади к реке

Пеший проход от площади к рекеПространственный камертон художественного мышления в архитектуре означал теперь эстетическое переживание категории пространства как формы в движении. Эстетический принцип ренессанса не допускал в архитектуре иного ценностного критерия художествен ной формы, как лишь неизменного начала ее самоуравновешенности в статике покоя завершенного в себе идеально прекрасного целого.

Ренессансный эстетический критерий формы не мог не восходить и к своему космическому прообразу идеально самоуравновешенной музыки сфер Птолемеевой вселенной античности. Теперь — в эстетическом сознании субъекта культуры XV века — сама вселенная пришла в движение.

Силой, высвободившей ее вечный покой, была прекрасная бесконечность космического пространства. Она владела умами эпохи и вошла в ее культуру широко, внедренная в массовое сознание времени отнюдь не только героическим энтузиазмом Джордано Бруно и личностным примером подлинного героизма таких, как сам Бруно, Галилей, Ванини, Кампанелла, но и его по-своему героическим антиподом воинствующего католицизма, умевшего апеллировать к массам языком современности.

Слова генерала от иезуитов Игнатия Лойолы, сказанные еще в годы инквизиции второй половины XV века: Нет зрелища более прекрасного, чем сонмов святых, уносящихся в бесконечность, — были понятны каждому и обращали мысль каждого не к небесам, не к богу, а к тонко рассчитанному здесь образу заманчивой, уносящей в неведомое по-своему прекрасной бесконечности. Подобно тому, как образ бесконечного пространства космической вселенной взрывает пространственные грани замкнутого космоса модели Птолемея, так в архитектуре XV века пространство как форма в движении взрывает тектоническую структуру ордерной классики ренессанса, неотделимую от ее начала статики в образах идеального пространственного целого архитектуры.

Комментарии запрещены.