Искусство Леонидова

Искусство ЛеонидоваНовое башенное сооружение и вся протяженность Кремля — здесь взаимоуравновешивающие крупные формы архитектонические единого пейзажа. Новое здание создавалось в замысле, масштабно равновесным большим измерениям древнего ансамбля в его панорамных разворотах.

Замысел Леонидова исходил из безусловной визуальной неприкосновенности и сохранности (совершенно забытых позже) основных панорамных аспектов Кремля и художественно выявлял их. Заметим, то сверхвысотное сооружение вблизи Кремля намечалось в визуально нейтральной (в отношении Кремля) позиции.

Главные лучи широкого панорамного раскрытия Кремля (юго-восточный и юго-западный — в створе Москвы-реки с Устьинского и Крымского мостов, и западный — с Арбатского радиуса — на соцветие золотоглавой Соборной площади) сохранялись по-прежнему полностью открытыми (ныне все три луча, как известно, перерезаны).

Высотная группа Леонидовского творения (в панорамном аспекте) всегда была бы масштабно соотнесенной с общими измерениями большой формы кремлевского пейзажа в целом. Нуль ценностных потерь в старом — этот творческий принцип проведен Леонидовым и в том как равновесно его композиция соотнесена с древними сооружениями самой Красной площади.

Огромная в абсолютных величинах масса брошенной группы сооружения расчленена и зрительно разрежена; три легкие вертикали близки в своих горизонтальных измерениях (сечениях) древним сооружениям площади и образуют визуально проницаемое целое. Башни поставлены сравнительно с древними доминантами площади тесно, шаги пространства между ними — мелкие.

Шаг пространства Красной площади крупный — единый шаг кремлевской стены от одной въездной башни до другой, зацентрованный Мавзолеем. Эта большая форма фронта площади сохраняла бы свое решительное господство над малыми шагами башенной группы нового здания.

Таким образом, контраст высотных измерений был бы уравновешен обратным контрастом широтных измерений в старом и новом.

Комментарии запрещены.