Инерцией встречного движения

Инерцией встречного движенияОжидаемая каденция раскроется прежде (скос в торце), чем зритель поравняется с углом; скошенный верх торцовой стены дома с уходящим на нее венчающим карнизом, мудро отведенный зодчим назад, уже открыл зрителю завершающее звено композиции — башню, в которой и в связи с которой смысл всей композиции раскрывается новой стороной. Для того, чтобы в контексте данного анализа говорить о башне этого дома Жолтовского, нужно миновать Смоленскую площадь, пройти дальше, до заслоненного ныне с улицы изысканно изящного дома — памятника классицизма Москвы начала XX века. Отсюда, в створе перспективы кольца, выявляя его излом у Смоленской площади, высится стройным силуэтом, короноподобно — изгибам легких волют — переходящая в свое ажурное венчание башня дома Жолтовского.

Ее относ в глубину от линии фасада, именно и предусматривал создание высотного ориентира на изломе кольца Садовых улиц.

Здесь Жолтовский, развивая собственные мысли начала 20-х годов о кольцевых и радиальных улицах Москвы, творчески применил в новых условиях традицию пейзажной постановки в створе улицы свободно стоящего башенного ориентира, воссоздав этот принцип радиальных улиц старой Москвы на нынешнем Садовом кольце. Теперь наш зритель у самого выхода ул. Арбат к Смоленской площади.

Отсюда, с подхода к портальной арке ст. метро Смоленская дом Жолтовского раскрыт единовременно полностью.

Если до того зрительский контакт с этим памятникам архитектуры протекал во времени, как смена отдельных кадров его фасадного аспекта, и арка во двор, тактично вписанная в симметрично воспринимаемый фасадный кадр, в то же время создавала композиционную интригу не равновесности фасада, то при восприятии дома с самой площади крупный проем арки логично закрепляет композиционную ось равновесия его раскрытого к площади пространственного целого. Отсюда, с площади, здание закономерно предстает в совершенной гармонической уравновешенности собственной статики как опорное в градостроительном контексте Смоленской площади на Садовом кольце.

Комментарии запрещены.