Эстетический принцип архитектуры

Эстетический принцип архитектурыА здесь проблема целостного образа в архитектуре требовала прежде всего недопущения ситуации конфликта формы. Возможность такого конфликта стала бы явью, окажись нарушенным архитектоническое равновесие целого, что легко могло произойти при наличии диктуемого самой идеей проекта намеренного резкого контраста высотных масс в старом и новом. Могло возникнуть образное разноречие между тем и другим в том, как тектонически взаимосвязаны в каждом воздвигнутое архитектурой и пространственная стихия, в которой пребывает воздвигнутое.

Новое сооружение мыслилось Леонидовым как центральная высотная генерал-доминанта Москвы, господствующая в системе города и по-новому пространственно организующая центр столицы.

Леонидов ставит вопрос об условии допустимости введения в тонкую и величественную музыку архитектуры Красной площади и Кремля нового громадного по масштабу и сильного по звучанию инструмента. Леонидов считал это допустимым только при условии, что этот инструмент будет ведущим и по своему архитектурному качеству будет превосходить все остальные здания ансамбля 107. Для Леонидова создание на Красной площади гигантского нового сооружения могло быть оправдано лишь общим идейным преобразованием исторического центра Москвы и ценностным восхождением всего древнего ядра города в идейно и образно более высоком градостроительном синтезе старого и нового современной советской столицы.

В пояснительной записке Леонидов говорит, что новое здание должно подчинить своему главенству все древние памятники, придав им новый смысл. Какой?

Красную площадь Леонидов называет центральной площадью пролетарского коллектива, связывая это прежде всего с прямой общественной функцией площади как мирового центра массовых торжеств победоносного рабочего класса. Но не только.

Все творчество Леонидова как мастера и теоретика архитектуры проникнуто его сквозной генеральной идеей гармонии свободной личности в свободном труде. Заданное программой конкурса прямое назначение здания в качестве гигантского центра великой трудовой эпопеи создания тяжелой индустрия социализма могло послужить для Леонидова исходной канвой замысла.

Комментарии запрещены.