Теории искусствознания

Теории искусствознанияСтиль художнику не предписан и не маячит перед ним как цель — Стиль — не что Иное, как результат сознательных и целенаправленных единичных достижении, но сам он не западает сознание индивидуумов, чьи достижения составляют субстрат реальности стиля. Стиль — это структура, которая не может быть получена из суммы качеств его носителей ни путем сложения (прибавления), ни путем абстракции.

Здесь перед нами нечто, подобное музыкальной теме, от которой мы располагаем только вариациями. Тема, если ее попытаться воспроизвести, не будет ни суммой, ни выборкой их отличительных признаков, не будет содержать ни одного конкретного штриха ваш раций, зато, однако, — являть ясность музыкальной мысли, какой не будет ни в одной вариации.

Мы узнаем знакомую мелодию также, когда ее проигрывают в другой тональности.

Вопрос о том, почему, по каким признакам мы ее узнаем.

Мы ее воспринимаем как взаимосвязь, как структуру.

Эта структура ничем не менее реальна самых звуков, и хотя ей не соответствует ничего чувственно данного; мы ее переживаем, однако, всегда непосредственно, умозаключений.

И концовка этой мысли: В художественном стиле мы стоим перед таким же явлением. В цитате Хаузера затронут важный вопрос о способе эстетического восприятия стиля в качестве художественной структуры, т. е., по пояснению Хаузера, — такого рода реальности искусства, ценности которой не соответствует ничего чувственно данного.

Слово стиль не означает никакой конкретности предметов и никакой их конкретной совокупности. Стиль как художественная структура становится вещью для нас лишь в творчески синтезирующем акте эстетического переживания (в меру нашей собственной способности к такого рода переживанию).

Комментарии запрещены.