Пространственно-пластическое целое дома Жолтовского

Пространственно-пластическое целое дома ЖолтовскогоВ поле зрения окажутся две доминанты открывающейся архитектурной панорамы — это видимый отсюда во всю высоту, обращенный сюда своей узкой гранью в повороте ребром гигантский столпоподобный массив здания МИД и, второе, на правом крыле панорамы — равновесный ему крупностью геометрически простой и ясной горизонтали, издали сходный большому, золотистого камня параллелепипеду дом Жолтовского. Дом встречает идущего как бы вынесенным ему навстречу, на самом ребре угла, филигранно разработанным ажурным балконом на фигурных каменных волютах.

Это единственное в фасаде сильно выступающее из плоскости стены, контрастное к ее глади светотеневое пятно. Выразительно оттеняя самую гладь стены, пластика балкона сразу ориентирует внимание % зрителя на целостное восприятие фасада в общих границах его протяженного фронта по улице.

Вместе с тем, подчеркнуто нарядный балкон на углу, это и как бы приглашающий знак вниманию идущего быть готовым к постижению заложенной мастером в композиции дома непростой простоты пространственной драматургии архитектуры. К этому же два слова пояснения.

Никакой художник, в принципе, не апеллирует произведением своего искусства к осознанию зрителем (слушателем) творческих начал самой драматургии произведения; это, напротив, то, что составляет профессиональную тайну мастерства, т. е. тайну самого строения образа, его художественной режиссуры, что, как правило, остается вне осознания зрителем, если он не делает попытки аналитического проникновения в логику художественной композиции, когда предметом его интереса становится собственно тайна ее драматургии. Такая задача и стоит перед нашим зрителем в данном тексте.

Первое, что брошенный взгляд заметит в фасаде, это ясно выраженный в нем общий композиционный сдвиг ритмико-пластического потенциала его форм в сторону Смоленской площади. Эти физически неподвижные строгие и уравновешенные массы здания наделены некой динамикой направленного зрительного движения.

Комментарии запрещены.