Пресловутое бесстилье в архитектуре

Пресловутое бесстилье в архитектуреОчевидно, Так называемое бесстилье здесь не вне понятия стиль; оно вне только по отношению к иному типу структурной специфики художественных стилевых образований и по этому признаку вне исторического стиля. Это бесспорно. Но историческим стилем понятие стиля искусстве не ограничено.

То, что в архитектуре заклеймено бесстильем, — это другая по структуре Форма стилевой объективности в культуре эпохи, обусловленная смыслом эстетического кредо самой архитектуры: все стили хороши. В этой формуле время утверждало свою эстетическую концепцию мышления в архитектуре и нашло адекватное творческое выражение ее смысла в художественном равноправии разных стилей.

В таком самооценке время архитектурной эклектики XX века было, как видим, много ближе к пониманию объективной истины данного явления своей культуры как стилевого по его природе, чем те, кто ныне, прилагая к той эпохе свой критерий понятия стиль, называют все это бесстильем. Ценностно актуальным в русской художественной культуре первых двух десятилетий XX века (наряду прямым преодолением эклектики и академизма синтетическим искусством модерна на рубеже веков) были широкое движение, прошедшее под знаком борьбы за возрождение в искусстве и архитектуре высокой традиции национальной классики конца XV — начал XX века, как бы заново открытой и оцененной.

Историческая выставка архитектуры в 1911 г. в Петербург была одним из знамение этого движения. Художественная культура XV века становится эстетическим предметом творческого круга Мира искусства.

Немалую роль во всем этом сыграло выдвижение в интеллигентной элите русской буржуазии нового типа просвёЯ щенного мецената — русских Медичи начала XX века, таких, как купцы И. А. Морозов и С. И. Щукив кому мы обязаны мировым собранием новой французской живописи в центральных музеях.

Это время было ознаменовано в архитектуре утерянной дотоле остротой видения тех образцов, красоту которых вновь возвращали миру.

Комментарии запрещены.