Плата за вневременность

Плата за вневременностьОтмеченное Брехтом об отражении стиля жизни р искусстве применимо к искусству самого Бертольда Брехта в литературе и театре. Его высокий реализм адекватно несет на себе печать собственного героического стиля жизни Брехта-гражданина и озвучен стилем слова Брехта-художника.

С тем же правом можно сказать, что черты стиля жизни Рембрандта вписаны в его живописные образы, и это отнюдь не только галерея факсимильных оттисков стиля жизни художника в его автопортретах, это и духовно особенное рембрандтовской одухотворенности образов его живописных персонажей, например, старого отца в картине Возвращение Блудного сына или Вирсавии (Вирсавия). Нельзя не отметить, что термин Брехта стиль жизни абсолютно точен теоретически; это как бы зеркальное отражение в теории природы самого явления.

Ибо — помимо оценки самим Брехтом культуры и искусства голландских живописцев коренится в самооценке этих людей, в их культуре, восходящей к критерию ее калокагатии.

Это и рождает объективность стиля в культуре. В данном случае его региональная особенность на почве национальной культуры Голландии XV в. — это стертость момента несхожести между искусством и жизнью, что здесь и раскрыто Брехтом в живописи малых голландцев.

Но, заметим, проблема стиля жизни касается не только искусства живописи; она напрямую восходит к архитектуре, где может сказаться со всей остротой и серьезностью, а ныне — прежде всего в строительстве нашего села. Как видим, у Брехта смысл понятия стиля по-своему разведен; брехтовское стиль жизни соприкасается с нашей версией понятия стиль эпохи.

Но Хаузер, мыслям которого о стиле посвящены эти страницы, говорит только о стиле в искусстве, трактуя это понятие как художественно однозначное.

Хаузер говорит (выделено всюду нами. — А. К.). Проблематика понятия стиля и трудность для Теории искусствознания в том, что под стилем следует Поднимать нечто всеобщее, отъединенное от отдельного без того, чтобы думать при этом о некоем прообразе или модели.

Комментарии запрещены.