Мера и выражение в ансамбле его тектонического равновесия

Мера и выражение в ансамбле его тектонического равновесияЭто масштабно выявленное единство тектонических взаимосвязей и создавало гармоническую целостность общей панорамы Кремля. Тонкая, богато моделированная пластика древних соборов, белая гладь их кристаллическичетких объемов в сочетании с сияющим золотом глав, все это собранное воедино подобно белокаменно-золотой короне стояло высоко над рекой, контрастно оттененное гладью реки и само оттеняющее ее спокойную горизонталь.

Ничто не нарушало единства тектонического равновесия между природой и архитектурой в этом уникальном пейзаже.

Попытка (вольно или невольно) разрушить эту гармонию, совершенная Баженовым с его идеей подавить весь Кремль сверхгромадой нового дворца, в тот раз была отменена историей. Идея Баженова несла в себе трагический конфликт архитектонического диссонанса.

Природный пейзаж не знает таких конфликтов, ибо он стихия и закономерно безмасштабен, как горы, море, облака.

В своей безмасштабности он целен, если это даже хаос нагромождений, теснящих и давящих одно другое.

Хаос прекрасен, пока он хаос природы, ибо в природе он тектонически закономерен — он стихийно уравновешен, и человек эстетически осмысливает его единство равновесия как прекрасную стихию.

Но архитектура берет от природы не ее хаос, а извлеченную из хаоса гармонию равновесия.

В природе она проявляется всегда стихийно как прекрасное закономерно случайное, как чудо прекрасная игра природы.

В архитектуре (если измерять ее мерой закона красоты самой архитектуры) — как неслучайно закономерное архитектонически прекрасное и цельное. Цельность природного хаоса, повторенная в архитектуре, есть художественный криминал.

И коли возможно мыслить в архитектуре такого рода опус — не что иное, как обоюдосторонняя подмена подлинной натуры — и природного хаоса, и архитектуры — ее Жалко имитацией набором артефактов и того, другого, в духе модных в наши дни монстров сегодняшней массовой культуры в США.

Комментарии запрещены.