Пространственно-временная концепция
Как уже отмечалось, в Финляндии стали появляться сооружения, архитектура которых глубоко проникнута творческим поиском. Затем такие сооружения появились в Бразилии. Но каждая из этих стран решала вопрос по-своему.
Архитекторы Финляндии показали пути решения проблем современной архитектуры.
Бразилия создала сооружения большой выразительности с фасадами, полными блестящих формальных находок.
Но в наше время влияние Японии не ограничивается работами, озданными с учетом многовековой традиции.
Когда в 1953 г. я Сисал предисловие к японскому изданию книги Пространство, время архитектура, то чувствовал себя обязанным подчеркнуть, что мы больше не верим в возможность изолированного творчества и что создаваемая в настоящее время архитектура основывается на взаимовлиянии культур Востока и Запада. Мы на Западе снова осознаем то, что никогда не забывала японская архитектура: непрерывность человеческого опыта.
Обновление японской архитектуры питалось элементами, которые всегда оставались живыми в ее традициях. Это не произошло само собой.
Творческий импульс исходил от молодых японских архитекторов, которых вдохновила работа в мастерской Ле Корбюзье.
Вступление японской архитектуры на международную арену произошло поздно.
Можно подумать, что Империал Отель Франка Ллойда Райта, построенный в Токио (1917-1922), мог вызвать новое движение в архитектуре Японии. Но этого не произошло.