Трасса улицы
Снять эту коллизию должно было, по мысли Жолтовского, само архитектурное пространство кольца. Он иллюстрировал эту мысль простым примером: осевая аллея каждого прямолинейного звена этой кольцевой ленты тогда еще зеленых пространств должна зримо тяготеть к внутреннему краю кольца, этим выражать тяготение (прикосновение) кольца к ядру города, тем самым снимать дезориентацию человека; находящегося на кольце.
Ныне кольцо Садовых Москвы — мощная транспортная магистраль современного города-гиганта.
Непомерно возросла коммуникативность всего городского окружения человека.
Возрос в своих связях с последним сам человек.
И все же не лишен интереса вопрос, как в этой новой жизни города продолжают действовать те общеэстетические критерии, с какими в начале 20-х годов академик И. В. Жолтовский пытался наметить некие принципы, что в дальнейшем могли бы вести градостроительство Москвы путями созидания современного мирового города как новой гармонии пространственного целого.
Первое, что в такой связи нужно назвать, — это создание в середине столетия кольцевой системы новых высотных доминант на тогдашней периферии Москвы.
Из шести высотных сооружений тех лет (без Университета на Ленинских горах) четыре принадлежат историческим кольцам Москвы, из них три — Садовому кольцу.
Нельзя не отметить, что в трех из этих четырех кольцевых высотных сооружений (на стрелке у Устьинского моста, на пл. Лермонтова и пл. Восстания) получила реализацию выдвинутая Жолтовским идея обращенности кольцевых пространств города к его ядру.
Все три названные сооружения расположены по внешней стороне кольца, симметрично фронтом на кольцо, тем самым — лицом к ядру.
Кроме того, самый принцип симметрично-осевой композиции этих сооружений как кольцевых доминант создает сильные поперечные оси, ориентирующие узловые звенья кольцевых пространств на центр города. Советский опыт возведения на Садовом кольце системы высотных сооружений по-своему продолжил изначальную тенденцию создания по линии прежнего Земляного вала нового пояса парадных общественных и прочих зданий, начало чего было положено сооружением крупнейшего ныне на кольце Садовых памятника архитектуры (зодчие Е. Назаров, Д. Кваренги, 1807) — главного корпуса Института им. Склифосовского.