Традиционная китайская архитектура

Китайское архитектурное искусство достигло высокой степени развития задолго до Европы: Уже в начале 1-го тысячелетия до н.э. зодчие Империи Неба преуспели в планировке и конструктивных решениях, а в пору зрелости их шедевры приобрели величественную монументальность, о которой свидетельствует Императорский (Запретный) город в Пекине, сохранившийся до наших дней. Это крупнейший дворцовый комплекс в мире.

Основа китайского подхода в архитектуре — опора на традиции, склонность к формальности и искусственности. Архитектура древнего Китая использовала преимущественно дерево, каменными были военные, социальные и религиозные объекты.

Типовая китайская постройка стоит на деревянных столбах, которые вверху соединяются балками. Стены не несут функции несущей конструкции. Все постройки подчинены жесткой симметрии и ориентации на юг. При этом одни и те же правила применяются в строительных объектах любого уровня, будь то городской дом, храм, чиновничий или императорский дворец. Главной идеей является выстроенность объекта по оси север – юг. Основной планировочный элемент — огороженный стеной двор с входом с юга по центру и с главным зданием, расположенным позади, у северной стены.

Зал в доме имеет форму прямоугольника, расположенного поперек главной оси, так что при взгляде от входных ворот строение раскрывается самым эффектным образом. Вторичные вспомогательные помещения выстраиваются симметрично образом вдоль стен двора под прямым углом к оси главного зала. Разрастание этой схемы дублировало эти элементы: добавлялся еще один двор перед первым, следуя той же оси. При дальнейших расширениях добавлялись другие дворы либо позади первичного ядра, либо симметрично слева и справа, в результате чего комплекс достигал масштабов и сложности императорского дворца.

Улицы города также были ориентированы по сторонам света, а главная из них (увеличенной ширины) играла роль центральной оси симметрии. Выразительность архитектурного языка была усилена форсированным использованием оборонительных стен всевозможных размеров – от сугубо домашних заборов до городских стен, а также мемориально-декоративных ворот, устанавливаемых перед входами или на перекрестках.

Центральный интерьерный элемент — зал — поднят на каменной террасе, которая всегда украшалась резными перилами и лестницами. Солидность, тяжесть, устойчивость подчеркнуты повсюду — это воплощение традиций тысячелетней Империи. Пагоды, многоярусные башни, используются как храмы и запечатляют принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока.

Характерные черты: жесткость китайских строительных традиций — храмы стали строиться по облику и подобию стандартных дворцов, причем вместо императора на троне в зале для аудиенций появился образ Будды. Традиции возведения многоярусных башен. Именно установка многоярусных крыш одна над другой отличает китайскую пагоду. В кровле использовались дерево и черепица или камень и кирпич за счет соответствующего сдвига рядов кладки. Китайцы одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре — стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры деталей.

Преобладающие цвета: красный, золотой, зеленый, белый, синий.
Линии: прямые, горизонтальные и вертикальные, характерные изогнутые вверх углы кровли.
Форма: прямоугольная, квадратная и круглая.
Элементы интерьера: повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками.

Комментарии запрещены.