Жорж Бюффон

Жорж БюффонС последним перекликается сказанное о стиле зодчим нашей эпохи, О. Перре: Стиль — это, прежде всего, чувство ответственности. Как видим, все эти дефиниции понятия стиль (в данной книге — предмет специального рассмотрения) восходили к общей теме духовности человека как субъекта культуры своей эпохи, конкретно — к его самооценке мерой совершенства мышления в собственном созидании ценностей культуры.

В отличие от этой традиции в творческой практике историков искусства и теоретиков науки об искусстве конца XX — начала XX веков, включая и такую фигуру, как Г. Вёльфлин, вопрос о понятии стиля, как говорилось, стоял иначе. Для Вёльфлина вопрос: что есть стиль?

покрывался практикой его собственного поиска объективного начала художественного развития и, значит, вопрос что есть стиль в искусстве?

был излишним.

Это априори был стилевой критерий формы, на котором и построена вёльфлинова модель имманентной стилевой триады развития в искусстве: архаика-классика-барокко.

Сказанное, однако, не бросает ни малейшей тени на роль этого выдающегося ученого и мыслителя в развитии современной теории искусства.

Открытие Вёльфлина объективных закономерностей эволюции художественной формы, приведенное им к ясной и логичной системе его пяти пар художественных категорий формы, знаменовало собой восхождение искусствознания на качественно новый уровень теоретической вооруженности самой науки.

Отныне искусствознание располагало отработанной системой понятий развития формы в искусстве, тем самым — по-своему целостной моделью понятия стиля как системы формальных признаков искусства.

Однако, при всей ценности такого рода стилевой модели в развитии науки тех лет, ее хождение в практике этой науки, хотя и получившее предельно широкое распространение и продолжение вплоть до нашего времени, все же лимитируется критериями самой формальной школы в истории искусства.

Комментарии запрещены.