Живучесть традиционного стереотипа
В статье поставлен прямой вопрос: Не застоялась ли наша наука? Не теряет ли она от своей программной традиционности? Такая угроза явно налицо, и в статье прямо причина — слабость теории.
Это, как сказано в статье, — низкий теоретический уровень искусствознания в целом, неспособность насытить историческое рассмотрение историко-теоретической проблематикой.
Н тут в контексте статьи сама собой выдвигается проблема понятия стиля как проблема теории искусствознания.
Наша попытка исследовать проблему стиля как предмет теории лежит в русле тенденций советского искусствознания сегодня.
По сути дела речь идет о пороке понятийной аморфности слова стиль в самом научном сознании. Инерция приверженности к такому стереотипу понятия могла еще корениться в традиционности самой культуры, в лоне которой искусствознание стало современной наукой; в данной связи это такой фактор, как мера гибкости эстетического сознания в мышлении и творчестве, исторически ограниченная стереотипами жизни и культуры эпохи.
Об историчности названной меры гибкости как явления культуры говорит в своих трудах академик Д. С. Лихачев.
Гибкость эстетического сознания и эволюция меры его гибкости с развитием культуры не может не иметь своей мировоззренческой окраски.
Эволюция европейской культуры от зрелого средневековья До наших дней рисует картину неуклонного роста гибкости эстетического сознания, особенно бурного в XX столетии, что закономерно. Вместе с тем, проявлению этого в культуре явно присуща своя закономерность отношения данного явления к борьбе общественных сил. В последней тенденция возрастания гибкости эстетического сознания, как правило, была на стороне, противоборствующей охранительному началу культуры и выступала под знаком революционной идеологии эпохи как ее порождение и ее мировоззренческое выражение в культуре.
Марксистское искусствознание и советская наука реализуют в своей области научного творчества новый, современный для нашей эпохи и адекватный небывало высоким для времени требованиям научного познания вообще уровень гибкости эстетического сознания.