Живое в искусстве

Живое в искусствеВ применении к искусству слово мода, помимо того что выпадает из орбиты культуры поведения, претерпевает смысловую аберрацию, приобретая чуждый понятию моды негативный смысл откровенно нетворческого приспособления ко всему, что в искусстве знаменует собой творческую конъюнктуру современности. В сфере искусства модное паразитирует на современном, Такой их симбиоз в художественном созидании по-своему закономерен и сопровождает рождение в искусстве новых ценностей культуры. Живое в искусстве, несущее в своем возникновении мощный импульс и потенцию развития, и как бы пребывающее в состоянии внутренней напряженности жизненного движения, быстро обрастает — само порождая его своей новизной — ценностномертвым модным, таща за собой этот след в культуре.

Модное в искусстве как инертное сопровождения нового и как собственная ущербная форма бытия новом в качестве модного всегда отстает от динамики нового в его развитии, подобно тому, как волновой след оставляемый на водной глади идущим судном, распространяясь вширь, но не обладая собственным импульсом поступательного движения, отстает от самого. Мода в искусстве, особенно разительная в архитектуре, означает расщепление ценностнонового уже в самый момент его возникновения; ведь всякое в искусстве знаменует собой появление новых типа и меры художественной целостности творческих объектов (в архитектуре — современная среда обитания как духовно целостный комплекс культуры).

Расщепление единства новых типа и меры в искусстве означает отрыв формы от содержания подмену ценностного смысла нового модной формой нового и в этой форме — духовное окостенение.

Так извечная борьба между новым и модным в искусстве и неравномерность расстановки сил в этой борьбе вносят свои штрихи и линии в общую фигуру стиля эпохи.

Комментарии запрещены.