Зерно стиля

Зерно стиляНо вот в XV столетии в станковой живописи определяется выход изобразительных искусств из сферы: действия архитектуры и самоопределение их в станковых формах. Станковизм XV века означает совершенно новый художественный принцип, решительно противопоставленный (курсив Ротенберга) принципу синтетической взаимосвязи, т. е. (по Ротенберту) выход станковой живописи за пределы понятия стиля. Е. И. Ротенберг объясняет причину этого творческого взрыва искусства XV века.

Рождение новой образной концепции в XV веке начинается с решительного отхода (передовых мастеров станковой живописи — А. К.) от всеобъемлющего образа. Предметом; познания и образного претворения в станковой живописи становится человеческая индивидуальность — во всей неповторимости ее физического и духовного облика.

Все это требовало отхода от синтетической (по Ройтенбергу — стилевой) формы искусства и неотделимых от последней идеальных форм художественного обобщения.

Главным же в творчестве мастеров внести левой формы было то, что новый образный синтез (у Рембрандта, Веласкеса, Хальса), создавался художником единолично, как выражение его индивидуальной образной концепции, тогда как в стилевой форме искусства мастер давал в своем творчестве вариант в большой мере коллективного художественного сознания (курсив всюду Ротенберга).

Как известно, духовная эмансипация личности в искусстве определилась в эпоху Возрождения. Но творческие силы гигантов Возрождения были всецело отданье поиску именно идеального образа мира в его целом: и создание метафорической картины этого мира гармонии и красоты требовало широкого синтеза художественных средств в архитектуре, в которой ренессанс и приходит к вершинам своего синтетического искусства (Сикстинская капелла с плафоном Микеланджело).

В XV столетии искусство совершило свое новое открытие мира.

Этим миром был внутренний микрокосм конкретной человеческой личности.

Комментарии запрещены.