Явления культуры и понятия стиля в теории
Современное развитие культуры, однако, предъявляет в этом плане и свои новые требования. Ныне далеко раздвинулись границы традиционных представлений о предмете эстетического в культуре, возник новый тип пограничных форм и видов художественно ценностного творчества. Многое в этом стирает привычные грани типологических делений в эстетической сфере культуры, требует преодоления рамок типологического канона в теории.
Для данной работы смысл ленинской цитаты означает: укрупненный масштаб опорных научных позиций в подходе к материалу: разработка общих понятий и параметров изучаемого предмета. И так, налицо вопрос: какова общая, то есть наибольшая эстетическая мера в понятии стиль в искусстве?
Но поиск такой меры — вещи или понятия — сможет быть научно плодотворным, лишь если знать, о мере какого именно предмета идет речь.
Значит, вопрос Касается предмета в понятии стиль в искусстве эстетических измерений этого предмета.
К вопросу о стиле.
Исходная позиция автора статьи в постановке вопроса нацелена на поиск наиболее общего и постоянного начала эпохальной особенности искусства. Как и Б. Р. Виппер, Маца говоря о стиле в искусстве, подразумевает характерную для отдельных исторических периодов определенную общность эстетических идеалов, общность интерпретации жизни в произведениях искусства.
Вопрос поставлен так: в чем искусство одной эпохи безусловно отлично от искусства другой? Ответ И. Л. Мацы в статье приводим здесь текстуально (курсив наш — А. К). Это — способы эстетического восприятия, эстетического освоения действительности и вместе с тем способы и характер художественного выражения, художественной объективизации эстетического освоения действительности.
Эти две стороны искусства образуют в совокупности основу стиля, выступая в конкретном художественном произведении в виде единства содержания и формы.
Сразу встает вопрос: как широка эта основа, на фундаменте которой покоится сооружение, именуемое стиль?
Как измерить ту самую действительность, какую подразумевает цитата — материк действительности, лежащий под искомой основой, из материала которого она образуется?
Где его границы, которыми измеряется площадь основы стиля в искусстве эпохи?