Художественный синтез

Художественный синтезИначе они вне данной системы понятий и, значит, в общем контексте стилевых явлений искусства данной эпохи не могут рассматриваться как объективность стиля. Также очевидно, что поиск названных стилевых критериев искусства эпохи в целом неизбежно должен выходить за границы самого искусства (в силу логики познания предмета через его отнесение к общему).

По смыслу ленинских слов, цитируемых в начале главы, проблему следует ставить как для данной эпохи проблему стиля мышления в творческой сфере культуры и проявлений стиля творческого мышления в искусстве эпохи. Конкретно — это художественные проявления глубокого сдвига в творческом мышлении эпохи, осознавшей в лице ее передовых сил культуры самое себя как, первую в истории Европы великую эпоху в науке.

Еще озаренная отблесками костров инквизиции эпоха отважилась противопоставить всей предшествующей традиции мышления его новый принцип научности, уже увенчавшийся эпохальными открытиями, в которых мир впервые предстал человеку безграничным, и по-новому прекрасным было это безграничие мирового окружения.

Сам человек теперь принадлежал его единству, являя собой его воплощение и образ в безграничной свободе и силе проницающей этот мир пытливой человеческой мысли.

Творческое осознание нового научно-мировоззренческого человеческого смысла эпохи было теперь условием адекватности мировосприятия и мироотношения мыслящего современника этой эпохи ее авангардным уровню и способу мышления в культуре. Прекрасная бесконечность, пришедшая на смену ренессансной прекрасной завершенности, открывалась эстетическому сознанию культуры XV века исторически конкретно — в свете той действительности жизни, какая определялась тогда общим фоном голодных крестьянских восстаний, жестокой борьбой городских низов за выживание в условиях двойного гнета сословной иерархии, конфронтацией традиций гуманизма абсолютистскому началу, борьбой за право личности на свободу научного миропознания и его утверждения в культуре.

Комментарии запрещены.