Художественный синтез

Художественный синтезПо признакам, перечисленным ученым, вполне логично дополнить в тексте Д. С. Лихачева перечень великих европейских стилей прошлого еще двумя — рококо и Нуво, исключив реализм (у Лихачева — великий стиль второй половины XX века), поскольку слово реализм имеет в теории искусства еще смысл метода как намеренного способа творчества, отличает это понятие от понятия стиль, предполагающего творчески ненамеренное, кстати, далеко не методом. В теории искусства понятие реализма такая же жар-птица, как и понятие стиля, и попытка изловите обе сразу похвальна, но мало перспективна.

Одно можно сказать с уверенностью: в качестве названия исторического стиля слово реализм — бессмыслица.

Всякий исторический стиль в его классике есть исторически жизненная и единственно возможная в свою эпохи реальность синтеза в искусстве, на какую искусстве способно подняться, движимое стремлением прийти воплощению идеального аналога своей человеческой действительности. Реальность такого образа адекватен рождается искусством в непосредственно доступном созерцанию и наслаждению совершенстве образной метафоры идеального мира, т. е. как калокагатийный образ собственной культуры, и этот образ — для данной эпохи и культуры — реалистичен; он жизнен, обще понятен и оптимально доступен, ибо раскрывается широких формах реального предметного окружения человека.

В силу сказанного, слово реализм в качеств названия какого-либо отдельного исторического стиля непригодно.

Другое дело реализм как термин стиль эпохи в нашей версии этого понятия, например: реализм как стиль эпохи в художественном мышлении (литературе, живописи) второй половины XX века.

Что касается стиля эпохи, как это понятие трактуется Д. С. Лихачевым, то здесь оно по сути некий характерный для определенных эпох и культур тип исторического стиля, который мог бы быть обозначен как монолитный. Монолитность — специфика его структуры.

Это тип исторических стилей, как правило, образующийся в искусстве на ранних ступенях развитей культуры.

Комментарии запрещены.