Художественность исторического стиля

Художественность исторического стиляЕсли так, то все исторические стили художественно Равноценны, а такое уравнивание явно не исторично. Но Ведь исторический стиль в искусстве несет на себе печать культуры своей эпохи. Известно, что во Флоренции начала XV века картины и скульптуры выставлялись на площади города для критики всеми гражданами республики.

Таков был стиль эпохи в художественной жизни Флорентийской республики начала кватроченто. Всякий исторический стиль, это одновременно и культурная реальность стиля эпохи, которая дает себя знать во всех эстетически ценностных явлениях культуры.

Неуклонное падение культуры эстетического вкуса в искусстве Рима поздней античности исключает однозначную оценку самого древнеримского искусства. Но оценка исторического стиля той или иной эпохи с. точки зрения его синтетического принципа как такового не может не быть однозначной, поскольку предмет оценки в этом случае уникален.

Мера величия исторического, стиля не неподвижна.

Она масштабно аккомодируется скоростью исторического времени.

Исторические стили, такие, как рококо или Ар Нуво, окажутся столь же великими в новом и новейшем времени, как романский и готика в средневековом, если учесть разницу в скорости исторического времени. Своей долготой и широтой исторический стиль характеризует не самого себя, а какую-то сторону общей архитектоники своей художественной эпохи, расстановку ее художественных сил и пр., что суммируется в понятии стиль эпохи.

Величие исторического стиля измеряется не признаками долготы и широты, а мерой синтетического начала; великий синтез или малый синтез — вот критерий объективной оценки величия исторического стиля.

В таком сопоставлении можно сравнивать синтез готики и синтез рококо (или Ар Нуво) как великий синтез и малый синтез (рококо), проявляющийся в ограниченном круге эстетического аспекта культуры своей эпохи, и то лишь (речь о рококо) во взаимодействии с синтетическими началами классицизма и барокко в качестве ингредиента некой синтетической триады исторического стиля 40-х — 60-х годов XV века (эпоха рококо архитектуре Центральной Европы).

В России — это время и искусство В. В. Растрелли.

Комментарии запрещены.