Художественная категория

Художественная категорияИскусство Нового времени неизбежно разделяло исторический императив общего и типического в развитии специализации творчества, особенно явственной в искусстве XX века. Импрессионист — только живописец, в живописи — только станковист, в станковой картине — только этот живописный ракурс темы котором — лицо художника. Этот типический лик авангардного художника лет завершает собой классика Сезанна.

Искусство столетий выдвигает новую классику в изменчивом и загадочном творчестве Пикассо — самой тревожной личности современного искусства. Эпохальная здесь фигура Пикассо стоит знамением взрыва в самой профессии художника — ее утверждением нового типа творческой личности в искусстве, обладающей сверхгибким художественным сознанием, устремленным к разработке новых, полифонических модификаций структуры образа в искусстве, создающим эти структуры как целостность, в которой, казалось, несопоставимое приведено к выразительному консонансу (или диссонансу) нового симфонизма самой образности искусства.

Пикассо, конечно, уникален. Но принцип полифонического мышления, свойственный современному искусству как его разрешающая способность творчества, обращенного практикой к широким задачам синтеза, это и особенность живописного станковизма XX века как синтетического искусства единовездесущего светоносного пространства.

Из всего сказанного здесь можно уловить в искусстве 70-х годов современную специфику стилеобразования. В нем явно различимы два уровня этого сложного, неоднозначного процесса.

Один из них — это процесс общеэпохальный, характеризующий 70-е годы как определенную эпоху в мировом искусстве, относимый к искусству этой эпохи в его целом, каким бы разным оно ни было — процесс эстетически ценностный в глазах современников (зритель), значит — стилевой по смыслу и значимости его в эстетическом срезе культуры своей эпохи, при том, что этот процесс вне синтетически формы стилеобразования и как таковой не ведет к образованию в искусстве синтеза стилевых систем; он На Синтетический, охватывает искусство в целом, и как Эпохальное эстетическое явление культуры лежит в Уровне нашего понятия стиль эпохи.

Комментарии запрещены.