Возрождения в Италии

Возрождения в ИталииТакая духовно созвучная времени раскрепощенности ордерного принципа архитектуры ренессанса — при всем художественных метаморфозах творческого толкования ордера от Брунеллески до Палладио, приведенная у великого мастера Виченцы к новому синтезу ордерном формы стены-колонны (палаццо Вальмарана, лоджии дель Капитанио, Виченца), наконец — гением того же Палладио — к свободе ордера от самого принципа и зов разительности и как бы вновь представшего в натуру возрожденного творения антики в его Базилике Виченце — в этом шедевре зодчего и завершает путь свободы ордерной классики ренессанса. Архитектура XV века подчиняет эту свободу ренессансного ордера новой эпохальной теме образного выв явления средствами классического ордера пространства как формы в движении.

Разными буду пути и формы образной транскрипции принципа ордерности в несхожем развитии архитектуры Италии и Франции. То, что в эволюции ордерного принципа архитектуры XV века обще обеим половинам двойной звезды барокко — классицизма, это эпохальный переход в архитектуре от образов ордерной свободы к новой образности ордерных форм, как бы на себе наложенную временем печать несвободы (подобно запечатленной в образах микеланджеловых плeников).

Различия в двух исторических стилях скажутся в том, что в ордерных образах барокко — это несвобод продиктованная чувством эпохи, в ордерности — acceцизма — ее разумом. В формах ордера римской классики XV века часто видят якобы отход от тектонической ордерного принципа в архитектуре.

Для ясности скажем сразу — отхода нет. Такого рода заблуждение не более, как результат суждений о признаках какого-то исторического стиля (здесь — барокко) с оценочным критерием другого исторического стиля (здесь — ренессанса), что в теории недопустимо.

Комментарии запрещены.