Творческое сознание

Творческое сознаниеЕсли измерять фигуру Леонидова в истории советской архитектуры как явление стиля (памятуя, что стиль — это сам человек), то не будет ошибкой видеть в его личности как мастера феномен стиля в культуре, выходящий на уровень стиля эпохи в творческой сфере архитектуры. Если так, то налицо сценарий для очередного в этом тексте фильма по проблемам стиля.

Сюжет фильма — калокагатия творческого типа советского зодчего в обмене архитектурных эпох XX столетия.

Следующая за 20-ми годами архитектурная эпоха — это 30-е — 50-е годы середины столетия. Имя мастера эпохи назвать нетрудно.

Но, как принято в кино, новой серии кратко предпосылается картина предшествующих событий.

Это будет блиц-фильм о том, как в русской архитектуре, от начала XV века, последовательно сменялись тип и фигура зодчего эпохи, какими с наибольшей полнотой персонифицировался в творческом облике мастера архитектуры стиль эпохи. Фигуры первой в этих кадрах смены зодчего эпохи — это зодчий Москвы Иван Зарудный и петербургский мастер Доменико Трезини.

Топкого художника архитектуры, пришедшего после Мастеров Строгановской школы к новому совершенному синтезу национальной транскрипции классического ордера (церковь Михаила Архангела — Меншикова башня в Москве), сменяет собой градостроительная фигура опытного практика-универсала западного толка, идеально отвечающая строительной программе петровских начинаний в Петербурге. Фигура Трезини оптимально являет собой архитектурный стиль эпохи петровского Петербурга, увековеченный трезиниевским шпилем-эмблемой петровской крепости-столицы на Неве.

Заметим попутно: творческий тип зодчего эпохи, это и стиль эпохи в теории архитектуры; это практическая по идее. Должность архитектурной экспедиции Еропкина.

Тип архитектора-мастера эпохи Петра сменяет собой к середине столетия новый эпохальный тип зодчего. Он идеально отлит в блистательной фигуре Растрелли-сына, знаменующей собой творческий стиль эпохи в архитектуре; это почерк в равной мере свободной и одновременно послушной руке художника фантазии творчества.

Здесь теория — это точность и культура глаза самого творца, это — Зимний на Неве.

Комментарии запрещены.