Творческое осознание нового научно-мировоззренческого человеческого смысла

Творческое осознание нового научно-мировоззренческого человеческого смыслаВсей этой бесчеловечной реальности эпохи именно и противостояла утверждающая человека и человеческое достоинство новая научномировоззренческая концепция культуры. Красота бесконечного пространства в архитектуре XV века не требует примеров; это общий эстетический принцип архитектуры эпохи.

Для Ленотра всякая конечность — в парке Версаля — значила ее второстепенность. Но и Рембрандту не чуждо эстетическое начало бесконечности.

Недаром О. Шпенглер замечает: Пейзаж Рембрандта лежит где-то в бесконечных пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Монэ — поблизости от железнодорожной станции.

Но у Рембрандта бесконечность светоносных пространств природы, столь роднящая две полярные фигуры в искусстве XV века — самого Рембрандта и Пуссена, приходит к некой образной каденции в бесконечности внутреннего духовного мира человека. С другой стороны, рембрандтовская режиссура света в его картинах и гравюрах, позволяющая зримо — через метафору движения световой среды — передавать неуловимые вибрации души, вносит в человеческие образы элемент своего рода пейзажа, возвращающего образ к светоносной бесконечности мира.

В режиссуре света у Рембрандта можно видеть глубоко личностное претворение художником общих для эпохи начал мышления в искусстве, именно — эстетическое переживание действительности в свете новых научных представлений о мире.

Все связано со всем,- говорил Галилей.

Для Лейбница единичное закономерно вело к бесконечному. В аспекте взгляда на мир, где ничто не завершается в самом себе, но восходит к беспредельности общего (что было эстетическим кредо пантеизма XV столетия), свой пантеистский смысл обретает феномен света как визуально связующее начало природы.

Субстанция света — предмет экспериментов лидирующей науки века — оптики (телескоп), теперь по-новому, пантеистические переживаемый эстетический предмет культуры.

Комментарии запрещены.