Трансплантация термина

Трансплантация терминаОчевидно, оптимально вероятной модели целого требует ясности объективного критерия общего, к какому восходит целое нашего предмета — стиля как явления культуры и понятия стиля в теории. Вспомним положение В. И. Ленина: кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу, бессознательно для себя натыкаться на эти общие вопросы. В данном случае критерий общего заключает в себе двуединство; общих критериев целого: это общее измерение (границы) целого в культуре своей эпохи и, второе — общин для этого целого эстетически ценностный знаменатель его признака как признака стиля.

Что касается второго, то априори ясно, что общность целого по искомому признаку его эстетически ценностного знаменателя не может не включать в себя — по тождественному признаку — также и исходную в этом тексте, классическую в современной науке модель понятия стиль (как категории формы — Д. В. Сабарьянов, относящегося к феномену общности формализующего начала в искусстве и говорящего о системе искусства (по Випперу).

Реальность названного тождества — вот необходимое и достаточное основание рассматривать понятие стиль эпохи данного текста как категорию стиля и объективность стиля в культуре своей эпохи.

Но Выявление реальности такого тождества в свою очередь выдвигает теоретический вопрос: о каком целом своего предмета говорит существующее в теории и практике искусствознания понятие стиль в искусстве. В чем здесь кроется общий знаменатель его эстетически ценностного начала, то есть наибольшая эстетическая мера данного понятия?

Поставленный вопрос по-своему возвращает нас к цитате Ленина. Это ленинское положение, казалось, выявляет ахиллесову пяту преобладающего типа современных теорий стиля в искусстве, тематически ориентированных на проблему стиля строго в границах своего предмета: собственно архитектуры, дизайна, изобразительного искусства, отдельно — живописи, скульптуры, и т. д., не говоря уже о театре, музыке, литературе.

Комментарии запрещены.