Тонкая и величественная музыка архитектуры

Тонкая и величественная музыка архитектурыВся тонкая и величественная музыка архитектуры (Кремля и Красной площади должна была влиться в единый грандиозный архитектурный символ-апофеоз ТРУДА; ведь по сути такой смысл уже и получила Красная площадь с ее рубиновыми звездами и Мавзолеем Ленина. Не так ли понимал Леонидов подчинение старого мощному инструменту нового и качественное превосходство во втором как условие его господства в целом. Подчинение (о котором говорит сам Леонидов) здесь означает художественно ценностное восхождение старого в целостно создаваемом новом.

Какой бы ни была оценка нашей попытки проникнуть в тайну рождения леонидовского замысла, предпринятой с целью найти пути подхода к вопросу о стиле архитектурного мышления этого замечательного советского мыслителя-зодчего 30-х годов, сказанное может касаться только половины правды об этом. Другая половина в том, как Леонидов претворял исходный замысел в художественную идею образного целого архитектуры.

Будучи большим художником, Леонидов прекрасно понимал и чувствовал, что в архитектуре художественно ценностное восхождение старого в новом целом не сможет совершаться, если само новое не будет в своем целом нести тех начал единства, по закону которых совершалось в прошлом и только и может совершаться в современном художественно ценностное восхождение ранее созданного. Вне заложенных в нем самом начал единства старое, конечно, всегда может войти в новое целое и в качестве его художественного фрагмента будет входить в новое, но не восходить в нем; оно навсегда останется в создаваемом новом художественно ценным грузом прошлого и вечным источником неизбежно нарастающей ситуации конфликта формы (что на наших глазах происходило вчера и происходит сегодня в отношении Кремля, о чем говорилось).

Здесь условие ценностного восхождения старого в новом означало закрепление в самом новом архитектонических начал сложившегося единства всего кремлевского пейзажа вкупе с Красной площадью.

Это пейзажное начало должно было в новом утверждать по-новому создаваемое целое.

Комментарии запрещены.