Тональный принцип

Тональный принципВо внешне сугубо буднично-реальном одновременно высоко одухотворенном мире живописным образов Жоржа де Латура (вспомним в его картинах зыбкий свет свечи, заслоняемый рукой), у Караваджо с его драматизмом контрастов светотени, у ряда других — тональный принцип отчетливо сказался в растворении локальных цветов, в сложном движении переходных цветовых и тональных модуляций, в открытии бога той школы черного в качестве чистого цвета (у Веласкеса, Хальса) и, конечно, — в мощных, низкой тональности аккордах темного золота поздних картин Рембрандта. Однако сказанного о художественных признака стиля на уровне стиля эпохи не достаточно.

Стиль в искусстве, мыслимый в измерениях эпохи в искусства должен быть общим для всего искусства этой эпохи иначе он вне масштаба понятия стиль эпохи. Очевидно, должны быть явственны искомые признаки стиля обоих формах искусства эпохи — синтетической и внесинтетической.

Выявить это с оптимальной убедительностью может прямое сопоставление с точки зрении стиля экстремально полярных в искусстве данной эпохи фигур, например: Рембрандт — Пуссен. Где в творениях названных двоих признаки художественной общности на уровне стиля эпохи?

Творчество Пуссена, казалось, прямая противоположность тональному принципу.

О каком движении света можно здесь говорить?

Но если фигура Пуссена, одна и) опорных в развитии своей художественной эпохи, в ряда названных имен, то все описанные признаки стиль их творчестве — вне уровня того, что здесь именуется стилем эпохи.

Стиль эпохи, как говорилось, — это стилевая фигура эпохи, обнимающая все ее неравномерности, какие может являть стилеформирующее развитие эпохи, ее искусства прежде всего.

Искать буквального подобия художественно-творческих судеб — тщетно. Судьбы Рембрандта и Пуссена экстремальны каждая по-своему.

Для Пуссена — это героическое и духовно жертвенное подвижничество, воинствующее во имя верности национально-французскому ренессансно-гуманистическому идеалу разумного человеческого мира, пример чему для интеллигентного современника художника на его родине стоял перед глазами в образах мира античности.

Комментарии запрещены.