Структурная специфика разных искусств

Структурная специфика разных искусствВсе это стиль, а не стили, не разные структуры, якобы специфически присущие только этому искусству. И вместе с тем, стиль как структура, единая для всех искусств, выступает в них не как тождество. Не тождественна структурная специфика разных искусств в силу их эстетической функции и их художественнообразного материала: пространство, пластика, линия, тои (цветотон, звукотон), слово, жест и их сочетания.

Сказанное здесь о стиле относится и к другим художественным структурам и к их взаимосвязи между собой.

Прежде всего, не тождественно в разных искусствах самое единство структур, в каковом каждое искусство по-своему запечатлевает эпоху создавшей его культуры. Не менее, если не более важно то, что в разных искусствах их художественные структуры образуются по-разному, значит, не тождественно их отношение к самому феномену рождения образа в искусстве, как особой в каждом искусстве духовной ценности культуры.

Последнее специфически существенно для архитектуры. Она издревле была нареченной матерью всех искусств.

Не потому ли, что архитектура, будучи искусством par exellence, призвана по самой своей природе соединять в своем единстве образно равнозначимые начала художественности, что позволяло, в частности, само слово архитектура относить ко многим искусствам как мерило целостности образного строя их произведений, в каждом обнаруживая его собственную архитектуру.

Так или иначе, имея всегда в виду структурно особенное в разных искусствах, можно назвать четыре общехудожественные структуры: стиль, образ, ансамбль, синтез. Автор далек от всякого отождествления понятий образа и стиля; это разные художественные структуры.

Вместе с тем образ и стиль, во всей их особенности как образных структур и разных явлений искусства, не разделены непроницаемой преградой.

Напротив, они пребывают в подвижной диалектической взаимосвязи.

Комментарии запрещены.