Стилистическая синтетичность ансамбля как закономерная форма

Стилистическая синтетичность ансамбля как закономерная формаВ отличие от понятия архитектурное пространство (комнаты, двора, площади, улицы, парка), по смыслу слова противополагаемого свободному пространству природы, архитектоническое пространство может оставаться именно свободным никак не выделенным из пространства самой природной стихии. Архитектоническим делает его не ограничение, не придание ему какой-то, ясно читаемой кристаллической формы короче, не превращение его в архитектурное (пространство), а его вовлечение в образно-тектоническое действо пространств и масс, всегда нераздельно взаимосвязанных — в природе и архитектуре — в диалогическое двуединство выразительного целого. — Каждое из этих двух архитектурных начал создает второе, обволакивая его или будучи само обволакиваемо вторым.

Масса становится образно говорящей только тогда, когда ее выразительно обволакивает пространство — когда масса омывается пространством — или, когда последнее столь же выразительно объято массой; и в той же мере само пространство становится выразительным, когда оно либо свободной воздушной стихией омывает свободно стоящие массы, либо, выразительно охваченное массами, членится, преображается в пространственные острова, реки, каналы.

Чем богаче образные градации этого диалога пространств и масс, тем выше образно-выразительные возможности пространства.

В коллизиях архитектонического деиста рождается архитектоника пространства, его строй, оно становится способным образно говорить художественно артикулированным языком формы. Массы и пространства — носители двух изначально разных видов пластической формы в архитектуре: непроницаемой формы масс и проницаемой формы пространства.

Пространство физическое — это реальная трехмерная среда существования материального мира предметов. Пространство архитектоническое — это форма, обладающая зримым качеством пластичности.

Такого рода пространство существует и в природе.

Округлую низину среди гор называют чашей, по подобию формы пиалы.

Над городом Ялтой пространство развернуто гигантской получавшей, раскрытой к морю.

Кольцевое, змеевидное ли пространство долины, ущелья, пространство распластавшееся, сжатое — каждое по-своему пластически выразительно как форма.

Комментарии запрещены.