Стилевая форма Ротенберга

Стилевая форма РотенбергаНужно найти такой эстетически ценностный критерий стилевой формы искусства, который был бы в той же мере относим и к его внестилевой форме (пользуясь терминами Е. И. Ротенберга). Стилевая форма Ротенберга предполагает единство двух образующих ее начал.

Это всестороннее представление о мире и художественно воплощающий такое представление всеобъемлющий образ.

Второе рождается из первого как его объективная реальность в искусстве. Спросим себя: чем является первое для второго как предмет художественного воплощения?

Конечно, не суммой всевозможных нужных человеку сведений о мире, в котором он находится.

Это — представление о мире как целом, ибо здесь всестороннее представление о мире несет в себе его эстетическую оценку и утверждение как идеального.

Больше того, в аспекте такой оценки любое эстетическое осмысление окружающей действительности в конкретных вещах и явлениях непременно восходит к смыслу эстетически познанного целого.

В нем — ключ к эстетическому познанию вообще. Соответственно, печать этого целого ложится на всякое эстетически познаваемое частное.

Очевидно, что речь идет об определенном исторически обусловленном культурой и мировоззрением эпохи способе эстетического мышления — способе эстетического восприятия и эстетического освоения действительности. Чем же в этой связи представляется второе начало стилевой формы искусства (то есть всеобъемлющий образ) по отношению к первому?

Какими выразительными средствами искусство вообще может создавать всеобъемлющий образ?

Это тысячелетиями испытанное обращение к синкретичности образного целого. Пример тому — космологические системы древних культур, синкретичность текстов священного предания, мистерия средневекового собора; это и баховская полифония, и симфонизм музыки XX и XX столетий.

В пространственных искусствах это синтез искусств в архитектуре.

Комментарии запрещены.