Стиль-система
На основе общепсихологического пласта складываются специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы — Реакций, представления о ценных и не имеющих Ценности поступках. Возникают такие регуляторы по ведения, как стыд, страх, честь.
К сознанию человека Подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и др. семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения. Совершенное как понятие эстетики вмещает в себя всю гамму представлений о внешне и внутренне прекрасном во всем, на чем лежит печать человечески прекрасного, и отнюдь не означает художественное.
Совершенство, повторим, — это понятийный камертон культуры эстетического вкуса, проявления чего в культуре вне самых широких границ собственно художественного и принадлежат измерениям нашего понятия и эстетического критерия стиля эпохи.
Но тогда, скажет читатель, понятие стиль эпохи — в предлагаемой здесь версии — вне искусства и системы его стилевых понятий. Таким вне это наше понятие здесь именно и является, ибо отнесено не к искусству только, а к общему эстетическому срезу культуры эпохи и высвечивает общий спектр эпохально особенных проявлений эстетических отношений культуры во всех объективно ценностных формах, в каких могут про являться эстетические отношения в данную эпоху.
Таким образом, понятие стиль эпохи охватывает (в границах эстетического среза культуры) все свершений эпохи, и нет, в частности, такого среза собственно искусства и такого единичного явления я нем, где не лучил бы своего конкретно ценностного проявлен стиль эпохи. Стиль-система — стиль-эпоха.
Напомним чтителю — первое из них (то есть исторический стиль), это понятие и явление искусства и, как всякое явление, может быть и может не быть; исторический стиль различен в своих измерениях относительно культуры породившей его эпохи — он может быть уже и шире в этой культуре.