Станковая картина

Станковая картинаОн уже не зритель, но прямой свидетель развернутого в иконе События. Для наших целей в сказанном важно одно: в станковой картине художественный образ раскрывается в единичности контакт зрителя с произведением, в архитектуре единичное про изведение и его свидетель-зритель вступают в свои (иной) контакт всегда через образное общее диалогического действа архитектуры, какое раскрывается образ искусства всегда ему сопричастному зрителю.

Как и в приведенных суждениях Хаузера, вопрос понятия стиля — центральный в теоретической разработке проблемы стиля в искусстве советским ученым, академиком Д. С. Лихачевым.

Сразу оговорим: система стилевых понятий и терминов данного текста не идентичны таковым у Д. С. Лихачева.

В последних отсутствует принцип смыслового разведения понятий, исключающий тождество терминов исторический стиль и стиль эпохи.

Не идентичен с принятым в данной работе и смысл самих этих понятий у Д. С. Лихачева. Прежде всего, понятия, паритетного нашему стиль эпохи, у Лихачева вообще нет. У него стиль эпохи — это всеобъемлюще широкий художественный синтез культуры эпохи в целом, как бы высшая полнота синтеза, до которой может возвыситься (в какую-то определенную эпоху) исторический стиль в искусстве.

Художественный синтез на базе единства архитектонического начала — в данной работе — именно и составляет понятие исторический стиль. Таким образом, по исходному признаку синтеза стиль эпохи у Д. С. Лихачева и исторический стиль в нашем тексте, в принципе, взаимопаритетны.

Но самое понятие исторический стиль у Д. С. Лихачева и наше далеко не тождественны.

Это сразу видно из перечисления Д. С. Лихачевым великих стилей, где понятие великий стиль не связано с архитектурой.

В данной работе никакой великий исторический стиль не допускает отсечения его от архитектуры; в этом тезис Б. Р. Виппера в приведенной цитате остается для нас непререкаемым.

Вместе с тем сказанное Д. С. Лихачевым о великих стилях раскрывает их тип исторических как культурологические Разнозначимое по своей архитектонике и по своей исторической роли.

Комментарии запрещены.