Современное развитие культуры
Это искомое безусловно принадлежит тому, что составляет человеческую действительность самой эпохи, то есть все, что для сознания человека данной эпохи является и способно являться эстетически познаваемой действительностью природы и общества. Это, конечно, и само человеческое сознание этой эпохи (оно тоже — грань действительности) в любом срезе его проявлений в культуре.
Например, как эпохальная общность эстетического мироотношения культуры.
Последнее здесь больше, чем только пример.
Мало того, что названный, эпохальный признак культуры является одной из сторон духовной действительности самой эпохи и, значит, в способах его эстетического познания должно корениться некое начало основы стиля.
Главное в другом. Эпохальная общность эстетического мироотношения культуры как предмет эстетического познания в собственной культуре и выражения в своем искусстве — это ведь и есть тот искомый регион действительности, широкими границами которого в культуре эпохи определяется полное залегание основы стиля в искусстве.
В самом деле, пока эпоха не приходит в своей культуре (или в ведущем слое культуры) к собственной исторической общности эстетического мироотношения, она еще явно не созрела для такого образования в искусстве, как синтетическое целое исторического стиля. Чтобы стилевой синтез искусства смог состояться, надо, чтобы эпохальная общность эстетического мироотношения стала реальной действительностью культуры.
Но и тогда эпоха еще не у исторического стиля.
Названная духовная общность культуры должна не только стать, но быть ее действительностью; эпоха должна подняться в своей культуре на уровень, когда обретенная ею общность эстетического мироотношения переживет в ее культуре как бы свое второе рождение, — откроется сознанию эпохи в новом качестве эстетического предмета культуры, то есть разрешится актом эстетического переживания как обретенной новой духовной ценности культуры, и выражения этого переживания средствами искусства в художественных воплощениях эстетического идеала эпохи.