Смещенности ритмико-пластического потенциала

Смещенности ритмико-пластического потенциалаОднако, если перед нами пример совершенства композиции, то ни в одном своем визуальном аспекте эта композиция не может не восходить к собственной уравновешенности в целом. Вопрос в том, где в фасаде этого дома границы целого и как, какими средствами мастер выявляет в облике дома завершенность его композиции в уравновешенности этого целого.

Пусть теперь наш зритель, находясь против арки во двор, обратит внимание на угловой абрис фасада слева, видный отсюда в профиль. Угол необычен и принципиально отличен от описанного выше угла справа.

Если там богатая пластика балкона зримо фиксирует угол как границу фасада, то здесь ни границы, ни собственно угла; четкая линия угла здесь композиционно снята. Эффект снятия проистекает из коллизии встречного движения в сочленении главного фасада с торцовым.

Фасадной плоскости торца дома придан (в плане) скос назад, и угол перехода главного фасада на торец этим превращен в тупоугольное ребро. Инерцией встречного движения динамически организованной глади главного фасада ребро срезано на высоту среднего фасадного членения; здесь фронт главного фасада — минуя угол — продолжен на эту высоту в сторону торца, где образует выступ, который и создает в главном фасаде уступ ломаной на половине высоты линии угла.

Такое расчленение угла служит здесь преодолению зрительной остановки, как бы открывает взору свободу обхода угла, создает интригу ожидания некой разрешающей каденции фасада за углом. Впрочем, взор скользит к уступу угла, уже неся в себе запал композиционной интриги.

Это строй ордерных настенных композиций в верхнем поясе фасада, устремленный ритмом сокращения его цезур (в 7-6-5-4-1 оконный проем) в сторону расчлененного угла и создающий нарастание пластической обогащенности фасада в этом направлении. Последняя цезура (в оконный проем с простенком), отделяющая крайний ордерный мотив от угла, резко сжата; глаз, подчиняясь ритму, невольно продолжает ее по ту сторону утла, ища завершения ритмического целого.

Комментарии запрещены.