Сикстинская мадонна Рафаэля
Художественный синтез барокко не создал ничего не только равного, но близкого духовным высотам; Тайной Вечери Леонардо, росписей Рафаэля, плафона Сикстинской капеллы Микеланджело. Новый век, этот век искусства трагического гуманизма, каким теперь была окрашена творческая обращенность передовой станковой живописи к новому осмыслению темы; человека, шел в своем эстетическом познании новых для него человеческих ценностей путями преодоления ценностных стереотипов идеального образа и отхода от принципов синтетической формы искусства. Если ренессанс поднимается на вершины своих достижений в искусстве, пребывая в лоне классических форм обретенного синтеза своего исторического стиля, то XV век создает — в станковой живописи — свои не менее великие ценности искусства вне синтеза обоих исторических стилей своей эпохи.
Гак в классические эпохи восхождения европейского искусства Нового времени обе формы стиля последовательно принимают и несут историческую эстафету духовного лидерства в культуре. Но (может быть задан вопрос), если в творениях таких художников, как Рембрандт, Веласкес, Хильс, Жорж де Латур и другие, видеть проявление внесинтетической формы стиля, то где в их творчестве определенные стилевые признаки названной формы стиля?
Должны же в искусстве этих мастеров быть чисто художественные признаки стиля (раз он есть), каким бы термином его ни называть. Система стилевых понятий данной работы восходит к двум основным эпохальным модификациям исходного понятия стиль.
Это — как читателю уже известно — исторический стиль и стиль эпохи.
Любая объективность стиля в культуре эпохи должна лежать в одном из названных эпохальных уровней понятия стиль; иначе она просто вне данной эпохи.
Все то в культуре, что, будучи явлением стиля, вместе с тем вне уровня понятия исторический стиль, не может не быть в уровне понятия стиля эпохи. Но и те явления, что пре: бывают в лоне исторического стиля, не могут не быть одновременно и в лоне понятия стиль эпохи.
Таков здесь смысл системы понятий стиля. Очевидно, стилевые признаки внесинтетической формы стиля искусстве не могут не восходить к стилевым критериям, общим искусству эпохи в целом.