Путь творчества художника к стилю Гёте

Путь творчества художника к стилю ГётеМы видим, — продолжает Гёте, что этот способ воспроизведения удобнее всего, например, в пейзажах, где не была бы достигнута цель, если бы автор не удержал понятие целого, боязливо задерживаясь на частностях. Путь творчества художника к стилю Гёте видит в его восхождении к высшему совершенству мышления в искусстве — через подражание природе, через создание общего языка (формы — А. К.), через тонкое и глубокое изучение предметов появляется стиль как высшая ступень, которой искусство может достичь — ступень, равная высшим человеческим усилиям. Стиль у Гёте покоится на глубочайших твердынях познания, на сущности вещей, насколько ее во можно познать в видимых и осязаемых образах.

Легко видеть, что оценочный смысл понятия стиля У Гёте не просто противопоставлен простому подражанию и манере, но является результатом их собственного восхождения на достижимую высоту совершенства самого творческого процесса. Понятие стиля у Гёте аккумулирует в себе все стороны и аспекты творчества в его совершенных формах и в этом смысле заключает в себе высшую эстетическую оценку творческого субъекта в искусстве.

Настоящий художник стремится к художественной правде; беспринципный, к правдоподобию; первый приводит искусство на высшую ступень, второй на низшую. Так у Гёте реализуется смысл афоризма Бюффона: Стиль — это сам человек.

Идущая от Гёте оценочная версия понятия стиль продолжает жить в культуре поныне. Ее развитие у Готфрида Земпера напрямую отнесено к архитектуре: Стиль — это возведение на высшую ступень художественной значимости, выражение основной идеи произведения искусства.

Отсутствие стиля обусловлено для Земпера пренебрежением к присущей ему (произведению — А. К.) основной идее и совершенно беспомощным использованием имеющихся в распоряжении художественных средств.

Комментарии запрещены.