Протяженный фронт
Последнее объемлет и сказанное о соразмерности архитектоники здания и улицы. Здесь это созвучие их архитектурных ритмов — это ритмы подхода пространства улицы к узловому пространственному сочленению Смоленской площади.
Ведь, по мысли Жолтовского, читателю уже известной, протяженное пространство Садовых улиц, как в целом кольцевое, не несет в самом себе потенции содержательно направленной зрительной ориентации. Тяготение Садового кольца к ядру исторически получило свою пространственную форму выражения в обращенности ее крупной застройки лицом к ядру, о чем говорилось.
В произведении Жолтовского этот принцип творчески конкретизирован мастерам применительно к данной планировочной ситуации; в композиции дома выражено тяготение пространства кольца в сторону Смоленской площади, к узловому сочленению кольца с радиусом Арбата, где кольцевое пространство зрительно как бы остановлено высотным объемом здания МИД, создающем здесь мощный зрительный импульс движения к центру города.
Пространственно-пластическое целое дома Жолтовского подготавливает и выявляет сказанное. Вместе с тем, эту мастерскую композицию нельзя ни воспринимать, ни понимать однозначно.
Она мастерская не только тем, что являет совершенство рафинированной фор — мы творения большого художника, простоту и ясность в восприятии, отвечает логике места и значения объекта, но в не меньшей степени и тем, что полна острых неожиданностей, своеобразной художественной интриги. Это здание, как всякое подлинное творение искусства, таит в себе возможность длительного проникновения в тайну его впечатляющей силы, ее творческого открытия зрителем.
Отважимся на зрительскую попытку этого.
Пусть наш читатель, он же — зритель, направляется по Садовому кольцу с возвышенного места пересечения кольца с проспектом Калинина и окинет взглядом спуск и, далее, легкий подъем к Смоленской площади.