Профессиональный критерий

Профессиональный критерийВ те годы, в оппозицию принципам высокой стилизации выдвинулась, оттесняя последнюю, такая характерная для стиля эпохи фигура, как Д. Н. Чечулин, мастер, при всей его природной одаренности, являющий в своем лице яркий пример эстетически низкопробной стилизаторской моды — в своем роде калокагатийная в глазах массового потребителя фигура, памятуя, что критерий калокагатии в культуре отнюдь не однозначен; эстетически разноуровневые слои в культуре эпохи, это и эстетически несопоставимые ипостаси, критериев калокагатии в творчестве архитектуры. Профессиональным критерием высокой культуры эстетического вкуса архитектора в данном случае выступает художественный критерий градостроительного профессионализма. Оппозиция творчески нового и модного здесь оборачивалась (и поныне оборачивается) оппозицией градостроительного профессионализма искусства архитектуры и градостроительного нигилизма моды в архитектуре.

В середине века последнее и привело (как уже говорилось) к необратимой, утрате главных панорам Кремля. В наши дни крупной утратой аналогичного порядка, восходящей к градостроительному нигилизму модного, является утрата художественно уникального архитектонического пейзажа высокого прибрежья Москвы-реки с мастерски решенными в силуэтах высотными сооружениями Садового кольца — на пл. Восстания (архитекторов М. В. Посохина и А. А. Мндоянца) и на Смоленской площади (ранее названных зодчих), взаимосвязанными в диалоге с третьей высотной доминантной пейзажа — зданием СЭВ (архры М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский).

В эту гармонию архитектонического целого ныне нигилистические (с точки зрения художественно-градостроительного профессионализма) вклинилось резко диссонирующим инородным телом новое здание Дома Советов РСФСР (арх. Д. Н. Чечулин), напрочь заслонив собой шатровый силуэт венчания высотного здания на площади Восстания.

Комментарии запрещены.