Процедура предпринятого разведения
При этом исходные для нас толкование и описание этого понятия Б. Р. Виппером остаются целиком в силе. С модели понятия стиль был лишь снят терминологический дубль словосочетания стиль эпохи, под которое как особый термин была, в свою очередь подведена иная, новая по смыслу ипостась понятия стиль, принципиально отнесенная к искусству эпохи в его целом и сомасштабная культурологическим измерениям понятия художественной эпохи. Это лишь первый акт предпринятого расширения понятия стиль на пути к искомой истине стоящего за ним явления.
В своей попытке автор шел от примера большой науки, именно — ее способа и пути продвижения мысли ученого к поставленной цели: на основе существующих фрагментов знания в данной науке о предмете ее исследования построить оптимально вероятную модель целого этого предмета.
В нашем случае и выдвинута — в виде предлагаемой понятийной версии термина стиль эпохи — такая модель оптимально вероятного целого, в которой наш предмет — стиль в искусстве эпохи — предстает как общий для эпохи стилевой критерий исторической особенности искусства в его целом.
Здесь в ход суждений вступает момент самокритики.
Во-первых — такого рода модель еще не модель целого, так как она априорно ограничена рамками лишь искусства, что далеко не покрывает собой эпохальных измерений эстетического аспекта культуры.
И, во-вторых — поскольку описанная выше процедура снятия термина-дубля имела цель использовать термин стиль эпохи в значении уже иной смысловой версии этого понятия, постольку самый термин отчуждался от его исходного понятийного корня в слове стиль.
Такая трансплантация термина может стать вопросом: стиль ли то новое, к чему автор относит термин стиль эпохи, или что-то другое, и тогда его обозначение термином стиля — в качестве категории стиля в искусстве — неправомочно.