Признак множественности
Именно так и толкуется в принципе понятие ансамбля в его существующих архитектурных определениях: ансамбль в архитектуре – целокупное произведение высшего уровня. В нашем понимании признак множественности ансамбля в его общехудожественной версии понятия предполагает множественный образ искусства и говорит о целокупности образов искусства, а не произведений.
Как уже говорилось в другой связи, произведение и его художественный образ — не тождества.
Первое во всех искусствах материально, второе духовно; произведение (зримое и слышимое) воспринимается непосредственно чувством, образ познается в его эстетическом переживании и в меру нашей способности к этому; произведение всегда типологично, художественный образ вне типологии. У нас было сказано: ансамбль — это художественный образ, создаваемый целокупностью образов (а не произведений).
Здесь в понятии ансамбля множественный — полифонический — образ противополагался единичному — монофоническому — образу, а не типологической единице произведения. Реалии ансамбля как общехудожественной (множественной) структуры многообразны и в разных искусствах имеют свои особенности.
Искусству театра начало ансамбля свойственно в его драматургической структурной специфике (не имея в виду термина исполнительский ансамбль).
Драматургии издревле было знакомо единое художественнообразное начало, проходящее сквозь ряд драматургических произведений.
Оно раскрывается в них как единый образ-представление об общей идее, вложенной в целое.
B драматургии есть художественно-структурная форма трилогии и тетралогии по существу — это драматургическая версия ансамбля, если иметь в виду его общехудожественный смысл.
Литература и поэзия знают и чисто литературную особенность структурной формы ансамбля,.
Это эпохальная литературная панорама романов (Человеческая комедия Бальзака), ансамблевая форма книги рассказов (Севастопольские рассказы Толстого), книги стихов — отдельных законченных произведений, связанных между собой лишь окраской общей поэтической настроенности или единого душевного движения или философского раздумья и т. д. (Сонеты Петрарки, Микеланджело и мн. др.), рождающих единую эмоциональную реакцию читателя на заключенный в них мир мыслей и переживаний автора этих произведений.