Принцип теоретического моделирования Франклем

Принцип теоретического моделирования ФранклемПо сути, у Франкля смоделированы в идеале как бы классический и барочный типы целостного строения художественной формы, предполагающие по идее автора шкалу промежуточных вариантов смешанных стилей. Момент полярности двух основных моделей (образцов) стиля, бесспорно, заключал в себе зерно обогащения понятия стиля в искусстве — через посылку неоднозначности критерия единства формы в понятии стиль.

Однако идея Франкля, имевшая целью вывести критерий стиля из плена традиционно узкой однозначности, по сути замыкалась на себе самой: в этом трагизм ее пафоса. Ее мнимая свобода оборачивалась новой несвободной замкнутого на себя круговращения самого критерия единоформенности, вне выхода его на уровень эстетически мировоззренческого критерия человеческого начала в нем, что единственно дает подлинный ключ к свободе понятия стиля в теории и есть ее первое условие в марксистской науке.

Но вернемся к прерванной теме.

Широкая традиция искусствознания, и не только на Западе, практически продолжая усматривать в понятии стиля его однозначно на себя постулат единоформенности, относила это понятие к явлениям истории мегом и Здесь налицо свой конфликт между преднауки и способом его познания. Все более очевидная неповторимость эпохальных, внешне во многом алогичных исторических метаморфоз требовала адекватной вооруженности науки арсеналом научных понятий, среди которых был критерий стиля.

Но сама реальность предмета изучения, с одной стороны, и его понятие в теории, с другой, не совпадали. Не удивительно поэтому, что, оперируя понятием стиля, практика науки относила это понятие лишь к одному определенному тип взаимосвязей художественного развития, признак был ее первым научным открытием и — с легкой Винкельмана — был назван словом стиль, закрепив в науке канон традиционной версии этого понятия.

Заметим попутно: научная история искусства, дав понятию стиля новую жизнь понятия искусства и одно временно превратив его в средство своей практики, не произвольно снимала (как отмечалось) ту духовную традицию, какую в понятии стиль хранила предшествующая культура, этим по-своему сузив и обеднив его смысл в искусстве.

Комментарии запрещены.