Пример художественного преодоления конфликта

Пример художественного преодоления конфликтаТак большая форма фасада дома Жолтовского, создающая укрупненный пространственный шаг улицы, в иной связи являет пример художественного преодоления конфликта формы в развитии фронтального типа современной уличной застройки города. Другая пространственная ипостась композиции дома Жолтовского — это ее включенность в систему островных сооружений кольца.

В отличие от фронтального типа застройки, островное сооружение, в принципе, раскрыто круговому обзору и композиционно принадлежит панорамному контексту улицы, который собой организует.

Дом Жолтовского оказывается в композиционном диалоге с островной доминантной площади — домом МИД. Эти здания, столь равные по характеру и строю, взаимопаритетны в их функции опорных сооружений площади как доминант ее двух противолежащих панорамных аспектов. Один — это панорама с высотным зданием МИД, воспринимаемая по кольцу от проспекта Калинина.

Другой — как бы ее оборотная сторона в двойном смысле слова; и как оборотный взгляд, и как смена первой панорамы, где довлеет отдельный крупный массив, раскрытость панорамы-пейзажа, где композиционные взаимосвязи во многом непреднамеренные.

Так, при взгляде от ст. метро Смоленская башня дома Жолтовского вписывается в дальний силуэт панорамы с возникающим отсюда по правый фланг дома тающей вдали филигранью силуэта башенного завершения высотного здания площади Восстания. Мысленно созерцая в пейзаже диалог силуэтов обеих вертикалей, опросим себя: каков мог бы быть ответ на вопрос об их взаимосвязях в ансамбле, заданный любому на выбор архитектору, имея в виду, что слово ансамбль ему столь же хорошо известно и понятно, сколь, к примеру, слово дом. Ответ был бы один: эти вертикали вне связи какого-то определенного ансамбля.

Читатель же сам наяву созерцает их доподлинно ансамблевую связанность в данном архитектоническом пейзаже.

Комментарии запрещены.